Головна » Статті » Калейдоскоп » Сторінка психолога

Трудный подросток

 Подростковый возраст недаром называют сложным периодом. В первую очередь он труден для родителей. Ведь именно в свои 13—16 лет ребенок превращается в подростка, пытается самоутвердиться как личность, почувствовать себя взрослым и независимым.  Несмотря на все попытки родителей контролировать поведение своего ребенка, часто это представляется крайне трудным. И очень грустным является тот момент, если ребенок полностью выходит из-под контроля или попадает под пагубное влияние плохой компании.

Данная проблема  приобретает особую актуальность в работе  психолога с детьми подросткового возраста. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необходимо по трем причинам. Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на этот период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызывают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно.

Часто дополнительной проблемой является отказ родителей поверить, что их родное чадо совершает те или иные поступки

В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие «трудный» подросток. Но, что значит – «трудный»? Для кого, чем и почему?

 «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный…», - писал  Януш  Корчак в книге «Как любить детей». – Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен.   Детей  называют «трудными» особенно когда они не слушаются или сопротивляются родителям. Последовательно, шаг за шагом, взрослые стремятся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой  ребенка, стойкостью его духа, силой его требований».

«Трудный   подросток» -   подчас   всего   лишь неудобный  для  взрослых,  например,  в    силу собственной  независимости  и резкости суждений.  Имея в виду эту предрасположенность    взрослых         к  собственному  психологическому  удобству  в отношениях  с  подростком,  осторожнее  будет начать с характеристики не самих подростков, а тех черт их поведения, которые нас заботят.

Если говорить о здоровье подростков, начинать надо с курения.

"Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации». О. Де’Бальзак.                                                                                       

Главный механизм курения подростка – подражание. В любом возрасте первая затяжка физически неприятна, однако у подростка психологические мотивы уже достаточно сильны, чтобы побороть отвращение, которое к тому же с каждой следующей сигаретой постепенно угасает. Как воспрепятствовать формированию вредной привычки? Практика показывает, что, как и в большинстве иных ситуаций, насилие наименее эффективно. Это особенно справедливо для тех случаев, когда властное и жестокое отношение родителей к детям оформилось в преобладающий педагогический стиль. Те подростки, которые, несмотря на кризисный характер своего возраста, сохранили уважение и доверие к родителям, менее склонны следовать негативному примеру сверстников. Если же родители воспринимаются как чуждая, несправедливая и враждебная сила, то, чем упорнее и жестче настаивают они на своих запретах, тем сильнее ответное стремление обойти их.   

Профилактические беседы о вреде табака (курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы желудка, гангрены конечностей, кожа бледнеет или желтеет, быстро стареет. Если ребенок рано начинает курить, то замедляется рост организма), привлечение  детей к занятию спортом, могут оказаться  недостаточно эффективны, если не учитывать, что курение подростка – один из симптомов неблагополучия в процессе его личностного самоопределения. Поэтому пристального внимания требует именно неблагополучие, а не курение само по себе. Лишь укрепляя взаимное расположение и доверие, можно воспрепятствовать формированию вредной привычки. 

Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм."При начале система-тического  употребления алкоголя (пива) в 11-12 лет симптомы алкоголизма у подростка могут сформироваться к 14-15 годам. Как правило, это  подростки, у которых семья неблагополучная или это дети безнадзорные. Но если ребенок растет в нормальной семье, родители должны понимать, что для подростка и две бутылки пива в месяц - это уже очень опасная  система!" – предупреждают детские наркологи.  

Реклама и легкодоступность пива и слабоалкогольных напитков сделала их употребление престижным. Не заниматься спортом и читать книги, а пить пиво и курить. Пиво и сигареты в киосках реализуют детям круглосуточно. А ведь пивная зависимость наступает у детей намного быстрее и сейчас все чаще.

Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности,   избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и "взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.

Что же делать родителям в такой ситуации? В первую очередь необходимо ненавязчиво и главное не в принудительной форме объяснить ребенку реальную информацию о злоупотреблении алкоголем и его последствиях. Как и в любой другой сложной ситуации, профилактика всегда лучше, чем лечение.

Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Подростки хорошо знакомы с этой проблемой: многие постоянно посещают  места ( во дворе, на улице, в местах досуга, на дискотеках), в которых можно приобрести  наркотики,  многие  имеют  среди  знакомых лиц, употребляющих наркотики. 

Употребление  наркотиков накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка и его семьи, имеет негативные последствия для их будущего.

Во-первых,  поражается   нервная    система   и  внутренние    органы, что    приводит   к  разви-тию   различных   заболеваний,  инвалидности,  а иногда и к гибели наркомана.

Во-вторых, изменения   в    психике  наркомана приводят    к   эмоциональной     опустошенности, черствости, эгоизму, аморальности.   Развивается  неспособность   правильно   оценивать  свое    по-ведение, готовность к совершению преступлений.  Главная причина наркомании среди подростков - недостаток любви и душевного тепла.

Постоянное доверительное общение  родителей с детьми является наиболее эффективным способом  профилактики  злоупотребления  наркотиками. Никогда не бывает слишком рано или слишком поздно для того, чтобы поговорить со своим ребенком о риске, связанном с употреблением наркотиков.

Агрессивное поведение.  Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в будущем оказывают: 1) семья и агрессивные воспитательные средства родителей (наказания, угрозы, сознательное лишение ребенка любви и заботы), причем сами родители при использовании методов наказания никогда не испытывают чувства вины; 2) агрессии обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр («я самый сильный и мне все можно»); 3) в настоящее время уже не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия в кино, мультфильмах и компьютерных играх способствуют повышению уровня агрессивности детей.  

Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.д.). Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них- своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Уважаемые взрослые! Проявляйте к ребенку доверие, выступайте  в роли союзников по отношению к праву ребенка на самоопределение; устанавливайте разумные границы дозволенного; научите ребенка не драматизировать трудные ситуации; помогите подростку определить зоны успешной деятельности, поддерживая и развивая его таланты и способности. 

Со свободным временем у всех нас проблема, причем, именно с тем временем, которое следовало бы посвятить ребенку. Поэтому, дорогие мамы и папы, обратите внимание на своего ребенка. Он родился для любви - вашей любви! И если вы пытаетесь заменить ее дорогой няней, шикарными "игрушками" или просто деньгами, будьте готовы - когда-то он сам отправится на поиски "заменителей". И возможно, это будет "путешествие" в один конец

Практический психолог школы Водопьян Валентина Владимировна


Категорія: Сторінка психолога | Додав: umni4ka (22.02.2013)
Переглядів: 609 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
avatar